- 21.03.2019
- 1112 Просмотров
- Обсудить
О проектах Уральской палаты ремесел «Звезда» не раз рассказывала своим читателям. Региональная общественная организация содействия мастерам и ремесленникам организует и проводит немало мастер-классов, мастерских, лекций и практикумов по возрождению традиционных уральских промыслов и ремесел.
И вот под финал зимы – 26 и 27 февраля – состоялось еще одно мероприятие в рамках реализации проекта «Культурная мозаика. Партнерская сеть» при поддержке Фонда Тимченко: дизайн-интенсив по изготовлению венчальных венцов и цветов, инициатором и организатором которого стала Ольга Фролова, собрал пять невьянских рукодельниц, желающих прикоснуться к чуду...
То ли яблоневый цвет весной окутал, то ли первоцветы дохнули своей первозданностью... Грациозные, закрученных тугими спиральками, собранные в тугие букетики и ниспадающие отдельными хрупкими веточками... Трогательное, наполненное тайным смыслом подвенечное украшение хранили в киоте иконы Божьей Матери, берегли, и оно оберегло молодую семью. Укрепляло ее с годами, помогало расти и преумножаться. Кстати, современные изящные цветочки в прическах невест – отголоски совсем недавнего прошлого.
Мероприятие началось с посещения новой экспозиции Невьянского государственного историко-архитектурного музея «Любви волшебные страницы». Здесь Алина Хионина, уникальный специалист по горнозаводскому костюму, рассказала о роли свадебного венца, о его тайном смысле, о сути свадебного обряда, который существовал на нашей родной земле.
В течение двух дней на базе гостиничного комплекса семьи Масликовых в Нижних Таволгах участницы дизайн-интенсива создавали собственный венок по уникальным старинным технологиям под руководством известного мастера-преподавателя мастерской «ЦвЕты» (Иваново), Дома Ремесел Невских ремесленных палат (Санкт-Петербург) Татьяны Пешиной.
- ЦвЕты – это свадебный венец невесты, бытовавший в России с начала XIX до середины XX веков, - рассказывает Татьяна Евгеньевна. – Его уникальность в том, что изготавливался он из проволоки, нитей, вощеных ткани и бумаги, воска и парафина. В коллекции нашей мастерской около десятка удивительных старинных свадебных венцов, собран большой объем материалов, в том числе материалы этнографических экспедиций, старинные фотографии. Мы восстановили эту технологию, увиденную нами впервые здесь, на Урале, в селе Деево Алапаевского района. И теперь вот вместе с инициатором проекта Ольгой Фроловой восстанавливаем историческое ремесло, которое бытовало здесь, а именно - в деревне Сербишино монахини женского монастыря всегда изготавливали такие венцы. К нам приезжал Отец Евфимий, настоятель Прихода Во Имя Преображения Господня, и благословил на это начинание.
Занятие кропотливое, но настолько захватывающее, что даже зрителю оторваться невозможно. Плавится в чашечках воск и парафин, причудливо выгибается под разогретыми специальными инструментами ткань, приобретая форму чуть распустившегося яблоневого цвета и молодых весенних листиков. Час, два, три… В небольшой букетик складываются первые веточки цветов.
А сколько их в подвенечном головном уборе невесты?! В каждом - по 18-24 бутона, а всего букетиков не меньше 7-15... Обязательно нужна еще бутоньерка для жениха, веточка для пояса или ворота платья невесты… Да, наши бабушки-прабабушки не один день проводили за этой усердной работой. Но оно того стоило. ЦвЕты - точно живые цветы: также трепещут от прикосновения, от легкого дыхания ветерка, и перламутровые шишечки точно просвечивают на солнце…
- Возрождение старых традиций, ремесел – одно из основных направлений работы Уральской палаты ремесел, - говорит Ольга Фролова. – И этот дизайн-интенсив – первый шаг к созданию артели по изготовлению вот таких свадебных украшений, которые сегодня, между прочим, очень популярны не только в нашей стране, но и за рубежом. Мы хотим, чтобы наш родной город Невьянск ассоциировался не только с фамилией Демидова и Наклонной башней, но и был известен как дизайнерский центр, в котором культивируются старинные и новые ремесла.
Задача грандиозная, но первый шаг к ее решению сделан. И пока участницы дизайн-интенсив загораются новыми идеями, продумывают цветочные композиции, Ольга Фролова уже организовала новый для Невьянска семинар-практикум «Как работать с локальной историей. Расскажем в ближайшее время.
Ольга СЕВРЮГИНА
Газета «Звезда»
по материалам све.рф
Похожие материалы
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будьте первым, поделитесь мнением с остальными.
Будьте первым, поделитесь мнением с остальными.