Назад » 2015 » Апрель » 2

Солдаты без оружия. В Невьянске побывала съемочная группа из Таджикистана


Под началом аспиранта Института истории, археологии и этнографии республиканской Академии наук Сайеда Мухаммедова она работает над документальным фильмом о трудовой армии из Средней Азии, которая в годы Великой Отечественной войны помогала ковать победу на уральских заводах.

— В Таджикистане к юбилею Победы готовятся с таким же трепетным чувством, как и в России, — отмечает Сайед. — Таджикский народ тоже заплатил за победу над фашизмом очень высокую цену и никогда не забудет подвиги дедов и прадедов. Один из них — трудовой. Около 45 тысяч жителей республики в военные годы были направлены на предприятия, снабжавшие фронт оружием, техникой и боеприпасами. К сожалению, о судьбах трудармейцев на их родине мало что известно.

По словам Сайеда Мухаммедова, единственным из его соотечественников, кто поднял тему подвига рабочих батальонов в годы Великой Отечественной войны, был талантливый писатель Фатех Ниязи. Он в своем романе «Солдаты без оружия» описал трудную долю посланцев республики. В романе действие разворачивается в вымышленной Белогорской области на Урале, куда прибывают призванные в трудовую армию таджикские рабочие и крестьяне, которые в силу возраста или увечий не могли отправиться на фронт.


Съемочная группа у памятника братским народам в Невьянске. Фото: Из архива съемочной группы.


Материал для своей книги, которую Фатех Ниязи писал с 1978 по 1982 годы, он собирал в Свердловске. Молодые исследователи прибыли на Урал по его следам и даже не планируют менять название своего будущего фильма — лучше, чем «солдаты без оружия», о трудармейцах не скажешь.

— Нам предстоит большая работа по уточнению количества рабочих из Таджикистана на предприятиях Урала в годы войны, поскольку систематизированного учета тогда не было. В архивных документах трудармейцы чаще всего упоминаются как «среднеазиатские рабочие». В Невьянске их называли нацменами, не различая по национальности. Всех считали узбеками, поскольку эшелоны с рабочими приходили из Ташкента. Точное количество попробуем выявить путем изучения архивных документов по предприятиям, по спискам военных комиссариатов.

В Невьянске съемочная группа побывала у памятника братским народам, ковавшим Победу в тылу. Стела установлена на городском кладбище в 1990 году по инициативе местных властей. Сколько таджиков навечно осталось в невьянской земле, исследователям только предстоит выяснить.

— По некоторым архивным данным, полученным нами, например, в Челябинской области, где тоже было много трудармейцев, смертность достигала 50%. Умерших хоронили в общих могилах, нарушая национальный обычай. Условия, в которых командированным приходилось выживать, были крайне тяжелыми. Продпаек скудный, и если местных жителей выручали свои огороды, домашние подворья, то трудармейцы были ограничены в еде еще и в силу религиозных традиций. Например, не ели капусту. Посылки, что родные присылали из дома, до них часто не доходили.

На невьянском заводе, который ежедневно отправлял на фронт до 30 вагонов боеприпасов, посланцы из Средней Азии были заняты на подсобных работах. Управляться со станками они не умели — трудились грузчиками, строителями. Жили в бараках, в селе Шурала, на работу ежедневно ходили пешком.

Съемочная группа готова встретиться со всеми, кто может что-то вспомнить о трудармейцах из Средней Азии: кто-то работал вместе с ними, кто-то жил по соседству. Номер телефона Сайеда Мухаммедова: 8-982-735-63-09.

Премьера фильма состоится в Таджикистане. Впрочем, авторы уверяют, что обязательно переведут его на русский язык, и он будет показан в эфире телекомпании «Мир».

Евгений КОНОВАЛОВ

по материалам uralsky-rabochi.ru

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будьте первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar