Назад » 2015 » Февраль » 19

Дорогие нынче дровишки. Уральская провинция еще не скоро расстанется с печным отоплением


…Трещат морозы — стучат топоры. Возле одного из домов поселка Ребристый на глазах растет гора наколотых дров. Бригада заготовителей споро орудует колунами, в клочья разметая свежие березовые чурки.

Из-за обильного инея на шапках уже не видно лиц дровосеков, а за кучей поленьев не видно строения, возле которого кипит работа. Такую картину сегодня можно наблюдать у многих дворов. Жителей поселка лес обогревает, а заготовителей — кормит или как минимум подкармливает вкупе с основным городским заработком.

Вот и Андрей Сулимов несколько лет назад решил заняться заготовками в свободное от работы время. На своем «ГАЗике» он объездил уже все окрестные леса, вывозя свежеспиленные бревна и доставляя готовый товар заказчикам в разные населенные пункты.

— Одному очень тяжело этим заниматься, без помощников — никуда, — делится мой собеседник во время короткого перекура. — К счастью, отыскать их несложно, ведь не всем моим землякам удается найти постоянную работу в городе.

Для таких частных заготовителей, как Андрей, у которых нет средств для покупки тяжелой техники, основной залог успеха — физическая сила. Лес валят вручную, с помощью бензопил, распиловка и погрузка в машину — тоже на своих плечах. А механической замены обычному топору и вовсе еще не придумано.

— Это у крупных предприятий, которые арендуют лес и ведут заготовки в больших объемах, есть техника. У них и делянки близко, а для частников отводится лес, который не интересен арендаторам, за много километров от населенных пунктов. В прошлом году мне отводили делянку за Осиновкой. Только в одну сторону — почти 30 километров, 8 из них — по лесу.

Андрей занимается заготовкой на правах обычного жителя. Каждому, кто проживает в доме с печным отоплением или имеет в собственности баню, отапливаемую дровами, полагается определенная норма топлива — в виде леса на корню. Сейчас она составляет 0,26 кубометра древесины на квадратный метр отапливаемой площади. Нуждаемость в дровах подтверждается в местной администрации (жители сельских населенных пунктов могут обратиться в сельсовет), причем, отмечает Андрей, в последнее время специалисты, принимающие заявления, обращают особое внимание на правоустанавливающие документы. Дом или баня должны быть в собственности заявителя.

— Потом обращаемся в лесничество за порубочным билетом, получаем делянку и в течение трех месяцев должны вырубить указанные деревья. Делянки, как правило, небольшие. К примеру, на баньку требуется в год около 5 кубов, это около десятка хороших березок, — продолжает заготовитель.

Чтобы дрова остались и на продажу, заготовителям приходится подключать к выписке леса родственников и знакомых. Бонус за содействие — тележка дров. Средняя стоимость хорошего воза — 5-5,5 тыс. рублей. Сухие дрова зимой ценятся выше, чем свежие, их стоимость доходит до 7 тыс. рублей за тележку. География доставки — Невьянский и Кировградский районы, Верх-Нейвинский и Новоуральск.

Теперь все потребители покупают дрова за наличный расчет. С 2010 года на прямые расчеты с заготовителями переведены даже льготники, правда, затраты в пределах нормы компенсируются им из областного бюджета. Начислением компенсаций занимаются специалисты невьянской администрации.

Список льготников большой: участники и инвалиды Великой Отечественной войны, труженики тыла, ветераны боевых действий, ликвидаторы, блокадники, ветераны труда, реабилитированные, сельские медики, учителя и т. д.

— В Невьянском городском округе льготами пользуется около тысячи человек, — поясняет специалист местной администрации Елена Ивина. — Для каждой категории льготников — отдельная формула расчета, на итоговую сумму влияют социальные нормы жилплощади.

Для того чтобы попасть в льготный список, необходимо доказать не только право на статус, но и потребность в дровах. Если льготник прописан в городской квартире, никакой компенсации за топливо ему не полагается — помощь от государства приходит в виде компенсации части квартплаты. Такая же ситуация с жителями газифицированного частного сектора — льготнику возвращается часть оплаты за потребленный газ, а на дрова для той же бани компенсация уже не предусмотрена.


Фото: Евгений КОНОВАЛОВ


Например, для одиноко проживающего ветерана труда, на которого приходится максимальные 33 квадратных метра жилья, годовая сумма компенсации составит 5843 рубля.

По словам Елены Анатольевны, в зависимости от льготной категории разнится и размер выплачиваемой суммы. 952 рубля — стоимость с учетом доставки, которая складывается из компенсации за дрова (411 рублей) и транспортных услуг (541 рубль). Самое любопытное, что инвалидам выплачивается только стоимость дров, доставка им не компенсируется. Зато расчет идет по фактической жилплощади, не ограниченной нормами.

Самым надежным источником тепла для местных жителей по-прежнему остаются печи. К примеру, газификация села Аятского с окрестными деревнями и поселками — лишь в далеких планах. Глава сельской администрации Сергей Топорков, как и многие земляки, не отказывается от печки в пользу, например электроприборов.

— Конечно, когда в деревню придет газ, люди выберут газовое топливо, — считает Сергей Вениаминович. — Но и на печку мы не обижаемся. По мне, так в каждом сельском доме обязательно должны быть печка, кошка и собака. Единственное неудобство, на которое мы порою ворчим, — копоть на потолке. Ничего, летом за один заход все отмываем.

По словам главы, на его дом с баней за год уходит в среднем 4 тракторные тележки дров — около 20 кубометров. Проблем с предложением нет — заготовителей в деревнях сейчас предостаточно.

Евгений КОНОВАЛОВ
по материалам uralsky-rabochi.ru

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будьте первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar