Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

СМИ: США завершают работу над одним из крупнейших пакетов помощи Украине
Главная страница » Репортажи » Просмотр
Версия для печати
Дорожная мафия изнутри
30.05.11 23:42 В России
Как "Русский репортер" дороги ремонтировал

Правительство России пообещало к 2020 году полностью решить проблему плохих дорог. На эти цели только в 2011 году Владимир Путин пообещал выделить 700 млрд рублей. Жалобы дорожников на недофинансирование больше неактуальны, и теперь перед ними можно смело ставить вопрос о коррупции и эффективности. "РР" представилась уникальная возможность: руководители одного из уральских ДРСУ по большой дружбе согласились внедрить нашего корреспондента в свои рабочие бригады. "Уроки мастерства" оказались неутешительными: при нынешнем устройстве этого бизнеса хороших дорог в России не будет никогда.

17 мая 2011, №19 (197)

Человек-каток

— Дамы, сегодня вам повезло. Я вам мужика в бригаду привез. Можете пользовать по полной программе.

Рыжий крепыш в желтой бейсболке, сдающий меня в аренду дорожным рабочим, — это Степаныч. У него серьезная должность в компании, занимающейся строительством, ремонтом и содержанием автомобильных дорог на территории Свердловской области. Условие эксперимента одно — никакой фотосъемки. Если его фирму вычислят, ни одного подряда ей больше не видать.

— Пару дней в ремонтной бригаде поработаешь. Потом на карьер или асфальтовый завод. Понял?

— Понял.

Дамы смотрят на меня не только с женским любопытством. Им интересно, чей я протеже. Человеку со стороны попасть в дорожную фирму практически невозможно. Во-первых, зарплаты здесь хорошие. Во-вторых, даже на самом низшем уровне есть регулярные источники левого дохода. В-третьих, непосвященным вообще необязательно знать, как в действительности ремонтируются дороги. Дорожный бизнес в большинстве случаев — для своих. На всех уровнях, начиная с чиновников, распределяющих бюджетные заказы, и заканчивая рядовыми рабочими.

— Сегодня у тебя самое простое — ямочный ремонт. Тут особого ума не надо.

Степаныч запрыгивает в джип и исчезает в клубах пыли. На Урале уже давно плюс двадцать — самое время заделывать дыры в асфальте, образовавшиеся за зиму.

В моей бригаде всего три человека. Две женщины глубоко за сорок и улыбчивый водитель Саня. Задача действительно простая: грузовик останавливается возле каждой обнаруженной ямы, и мы втроем должны быстро закидать ее асфальтом. Вроде бы все.

— Ты, парень, кроссовки зря надел, — одна из женщин неодобрительно смотрит на мою обувь. — Первый раз, что ли? Галь, дай ему кирзу Борькину.

— А какая разница?

— Сейчас увидишь, — вступает в разговор водитель Саня. — Ну все, погнали. Асфальт стынет!

Работа действительно оказалась несложной, а сапоги крайне необходимыми. После того как обнаруженная яма засыпается асфальтом, ее необходимо утрамбовать. Ногами.

— Галина Ивановна, а катком не лучше?

— Ты глупых вопросов не задавай. Прыгай давай, прыгай.

Чувствую себя сначала идиотом, потом индийским йогом, скачущим по раскаленным углям, потому что сапоги все-таки нагреваются. Мимо проносятся машины. Из окон проезжающих маршруток на трех людей в оранжевых жилетах, усиленно изображающих каток, равнодушно смотрят сограждане.

Сюрреалистический восторг по поводу происходящего сменяется приступами стыда. Успокаивает только то, что, даже если бы вместо Борькиной кирзы ямы законопачивал каток, конечный результат это бы сильно не изменило: асфальт, который нам приходится утрамбовывать, вообще не похож на асфальт. Это по большому счету обычный мелкий камень, для видимости облитый непонятной жидкостью, отдаленно напоминающей битум.

Вечером Степаныч объяснит, что каждую выбоину настоящий каток все-таки проходит. Пять раз. На бумаге, которую дорожники обязательно предоставляют заказчику в качестве отчета о проделанной работе. С этой самой отчетностью ситуация не менее мистическая, чем с катком-призраком. Ямочного ремонта, которым мы сейчас вроде как занимаемся, юридически вообще не существует. Ни в одном документе нет такого понятия. Есть общая строка в смете "Текущий ремонт и содержание дороги". Вот под нее и выделяются бюджетные средства. А каждая конкретная организация уже самостоятельно решает, что под этим понимать.

Это удобно всем заинтересованным сторонам. Раз смысл слов "текущий ремонт и содержание" никак не расшифрован, то нет и критериев, по которым можно проверить, качественно ли они выполнены. В итоге чиновник выделил средства, мы с Галиной Ивановной попрыгали, начальник раскидал цифры по бумажкам — ритуал соблюден, деньги освоены, все довольны. Кроме тех, кому по этой дороге ехать.

Упахаться на ямочном ремонте, который сами дорожники называют "дырочным", мне, кстати, так и не удается. За смену мы закатали в землю всего две машины. Настоящая работа началась вечером, когда остатки асфальта мы повезли в один из частных домов. Его владельцу понадобилась площадка перед домом, и он просто "решил вопрос" с водителем Саней. В отличие от чиновников, хозяин процесс асфальтирования контролировал лично. Из недр дорожного вагончика тут же явился ручной каток. После смены Саня отвел меня в сторону и вручил 300 рублей — мою долю. Я ж теперь в бригаде.


Как срезать миллион

— Сегодня работа поинтереснее будет. Полноценная реконструкция дорожного полотна. Я тебя с рук на руки бригадиру сдам. Он в курсе темы: честно все расскажет и покажет.

Сегодня предстоит ремонтировать улицу в одном из пригородов Екатеринбурга. Фирма Степаныча работает со всеми уровнями бюджета. То есть "окучивает" и муниципальные, и областные, и федеральные дороги. С муниципалами Степаныч общается лично. Уровень области — это уже один из совладельцев компании. С Москвой вопросы "решает" специально обученный человек за соответствующий процент от контракта. Без откатов заказ получить невозможно. Вообще. Это закон. Если повезет, то можно отделаться десятой частью от выделяемой на дорогу суммы. Если нет, можно попасть на "нечеловеческие" 25%.

Фирме Степаныча не повезло. После назначения нового губернатора деньги пошли через дружественную новой власти дорожную фирму. Теперь солидные контракты достаются ей. Но так как у "дружественной компании" нет ни достаточного опыта, ни нужного количества техники и специалистов, она тупо берет на субподряд нормальных дорожников, в том числе и фирму Степаныча. Правда, оставляя себе 20% от суммы контракта. Это обычный в России властный бизнес — создавать посредника-паразита под существующие ресурсы или финансовые потоки. Разница лишь в том, что в одних регионах чиновники таким образом работают с лесом, в других — с зерном, в третьих — с асфальтом, а чаще всего — со всем сразу.

С бригадиром мне сегодня повезло. Флегматичный мужчина Сергей оказывается философом: и по образованию (закончил философский факультет Уральского госуниверситета), и по жизни.

— В строительстве дороги важен сам процесс. Конечный результат вторичен, — загадочно заявляет философ в оранжевом жилете. — Пока идет работа, все при деле, а чтобы работа была всегда, ее надо делать плохо. Короче, будешь за ограждения отвечать. Твоя задача — вовремя вот эти железные оградки переносить, чтоб народ перед техникой не бегал.

До обеда специальной технике предстоит срезать асфальт на участке дороги метров восемьсот в длину. Но срезают его только с левой полосы, по правой продолжается интенсивное движение. Ограду приходится таскать по ходу движения дорожной фрезы с интервалом в 10–15 минут, чтобы спецтехника не мешала машинам, а машины спецтехнике. Через час начинаю тихо ненавидеть всех водителей. Курсировать с оградой на плече между движущимися автомобилями не комильфо.

Из проезжающей "мазды" высовывается недовольное лицо и трехэтажным матом объясняет мне смысл моего существования в этом мире. Хочется дать в морду. Я ему тут дорогу ремонтирую, а он еще и выделывается. Еще через час перестаю реагировать на вопли автолюбителей и вообще на любое движение со стороны проезжей части. Это не я им под колеса бросаюсь, а они кидаются на мой забор. Видимо, выражение лица у меня тоже меняется, потому что мата больше не слышно.

После изничтожения старого асфальта мы, по идее, должны будем "восстановить подстилающий слой", то есть заменить старый щебень и снова закатать дорогу в асфальт. По крайней мере так написано в официальных бумагах. На самом деле никакой подстилающий слой никто восстанавливать и не собирался.

— А нет денег у нас на это, — объясняет во время перерыва Сергей. Команду "все показать и рассказать как есть" он воспринял буквально. — Сначала двадцать процентов от контракта себе подрядчики оставили, потом свою часть мы отжали. На восстановление дороги по ГОСТу денег не осталось.

— И что теперь?

— А теперь мы, грубо говоря, вместо десяти сантиметров асфальта фрезой срезаем пять. Щебень никто не меняет. Сверху новый асфальт. Для экономии вместо битума — эмульсия. Ее по дешевке взяли. Реально за три копейки, потому что она просроченная. Асфальт в нашем конкретном случае я бы тоже качественным не назвал. Тоже берем по дешевке, все равно никто не проверит. Просто некому и нечем. Например, прибор, которым можно измерить плотность дорожного покрытия, стоит не меньше ста тысяч. Что еще? А, да. Каток вместо пяти раз проходит один. Экономим топливо и зарплату машинисту.

— И сколько так можно наэкономить?

— Если честно, то до половины суммы. Поэтому и скорость работы в нашем деле очень важна. Чем быстрее сделаешь, тем меньше зарплату рабочим платить.

— А качество как?

— Никак. Я ж говорю: в нашем деле главное — процесс. Результат вторичен.

В ходе философской беседы я узнаю еще с десяток способов экономии на ремонте дороги. Например, есть такое понятие — "разуклонка". Это когда середина трассы должна быть чуть выше боков, чтобы дождевая вода стекала на обочины. Соответственно, на середину требуется больше щебня и асфальта. Ну и больше времени на соблюдение всех технологий. Надо ли говорить, что эта "раз­уклонка" существует только на бумаге, а в реальности — плоская дорога, на которой скапливается вода. Она затекает во все щели, а зимой замерзает и разрывает дорожное полотно изнутри.

Можно также экономить и на качестве практически всех материалов. Никто ведь не проверяет, какой фракции щебень привезли на конкретный участок дороги и соответствует ли он тому, что указано в документации. Кроме того, один и тот же дорожный объект, требующий реконструкции, может проходить сразу по нескольким целевым программам ремонта: и на уровне муниципалитета, и на уровне области, и на уровне Федерации. И все три уровня выделяют на него деньги. В итоге работа выполнена один раз, а заплатили за нее трижды. Разумеется, такая комбинация возможна лишь в результате сговора всех заинтересованных сторон.

— Ну, и главное, — завершает обеденный перерыв бри­гадир-философ, — в контрактах на ремонт и содержание дорог одним пунктом идет все: и мосты, и полотно, и светофоры, и ливневка, и содержание тротуаров. Без детализации. То есть конкретно не расписано, что эти три рубля на ливневку, эти два — на тротуар, а эти — на лампочки для светофора. Предполагается, что мы сами должны решить, сколько и куда именно. Сам бог велел размазать и спрятать всю сумму. И если вдруг кто спросит, почему тут кусок трассы недоделан, мы смело скажем: зато сделали мост.

— И часто спрашивают?

— В том-то и счастье, что нет. А если вдруг случится чудо и нагрянет какая-нибудь проверка, то вопросы с проверяющими "решают" те товарищи, которые двадцать процентов отката на самом верху взяли. Правда, иногда система дает сбои. Вот в прошлом году коллегам из Первоуральска не повезло: их там общественность взялась контролировать. Весь мозг вынесли.

Человека, который умудрился вынести мозг дорожникам, зовут Дмитрий Логиновских. Он член общественной организации "Дорожные комиссары" ("РР" писал о ней в № 22 от 10 июня 2010 года - "Герои асфальта"). В прошлом году вместе с друзьями Дмитрий все свободное от основной работы время тратил на то, чтобы стоять над душой местных ремонтников. Каждое их действие активисты проверяли на соответствие ГОСТу и конкурсной документации.

— В результате вместо заявленных четырех с половиной тысяч квадратных метров дорог строители отремонтировали шесть тысяч, — с гордостью рассказывает мне комиссар Логиновских. — Причем денег хватило, ничего дополнительно из бюджета выделять не понадобилось. Я вообще считаю, что если общество будет постоянно контролировать дорожников, то качество работ улучшится в разы. Правда, нас всего четыре человека, и на все объекты нас не хватает. Например, одну половину улицы Вайнера ремонтировали армяне, а вторую наши. За армянами мы еще бдили, а вот на наших внимания уже не хватило. В итоге половина улицы теперь качественная, а вторая — "на и отвали".

Контроль за дорожниками в Первоуральске во многом удалось установить благодаря позиции местного мэра. Сначала он не обращал на комиссаров внимания, потом неожиданно проникся и стал всячески их поддерживать. В итоге губернатор мэра с должности снял, новый градоначальник на комиссаров откровенно забил, и все вернулось на круги своя.

…Работу заканчиваем в половине девятого вечера. После сегодняшнего метания железяк с ностальгией вспоминаю вчерашние прыжки в сапогах. По правилам вновь уложенный асфальт должен спокойно отстояться в течение 7–8 часов. Но движение по этому участку дороги открывают практически сразу же. Дорожникам просто лень согласовывать с местными гаишниками вопрос о временном закрытии проезда. У меня нет никаких сомнений, что в следующем году эти же самые люди будут снова ремонтировать эту же самую дорогу.

Подпольный карьер

— Сегодня на карьере отработаешь. С Витьком будете ходки считать, — Степаныч традиционно инструктирует меня перед последней сменой. — На этом все. Если хочешь дальнейшего профессионального роста, надо уже учиться работать не с асфальтом, а с бумагами.

Считать ходки просто. Нужно точно знать, сколько грузовиков загрузилось и сколько из них доехало до конкретного объекта. По идее в каждой машине есть GPS-навигатор, но Степаныч почему-то считает, что по старинке надежнее.

Витек, на которого меня тут оставили, — это представитель хозяев карьера. Бдим за водилами и друг за другом. Официально этого карьера вообще не существует. Неофициально его крышуют какие-то силовики, то ли из МВД, то ли из прокуратуры. Как сказал Степаныч, "хрен их знает, я в оттенках не разбираюсь". Самое интересное, что официально работающих предприятий по добыче камня для строительства дорог в Свердловской области единицы. А в реальности только в окрестностях Екатеринбурга подпольных разработок больше двух десятков. Именно их продукция и используется дорожниками в большинстве случаев.

Витек с Байкала, как и большинство работников этого карьера. Трудятся вахтовым методом. За неделю работы в разных бригадах я уже убедился в том, что миф об инертности российского населения и его нежелании ехать вслед за работой не имеет ничего общего с реальностью. На трассах мне встречались люди из Кургана, Волгограда, Иркутска, Вологды. Отрабатывают строительный сезон на Урале, уезжают домой, а в следующем году работают где-нибудь в Сочи или Татарии. Зачем в стране до сих пор сохраняется система прописки, гордо переименованная в регистрацию по месту пребывания, совершенно непонятно.

Вечером Степаныч сверяет мои подсчеты с какими-то своими записями. Вроде все сходится. Хотя, если честно, я так и не понял, что и как там сошлось. Ясно только, что в основании очередной дороги будет лежать ворованный камень неизвестного качества.

— Как впечатления от нашей работы? — интересуется под занавес Степаныч.

— Понял, что хороших дорог у нас нет, не было и не будет.

— Ну а как ты хотел? Вон в прошлом году кусок трассы в Нижнем Тагиле сделали — так он уже развалился. Этим летом переделывать будут. Раньше получше было. Откат был десять процентов, и я мог твердо сказать, что отремонтированная дорога, например, продержится три года. А сейчас откат в два раза выше. Следовательно, и реальная гарантия на дороги ниже ровно в той же пропорции.

— Забудем про откат. Насколько я понял, главная причина плохих дорог — это отсутствие контроля?

— Про откат не забудешь. Тот, кто его берет, гаранти­рует, что твою работу примут в любом случае. Одно это уже убивает вопрос о качестве наповал. Хотя, если честно, плохие дороги — это в чем-то даже хорошо. Множеству людей это дает работу. Кто-то ремонтирует трассу, кто-то машины, разбитые на этой трассе. Кто-то делает асфальт и ковыряет щебенку, кто-то строит дома тем, кто взял откат. В общем, разбитая дорога обеспечивает занятость куче народа не хуже, чем какие-нибудь инновации. И в том, чтобы этот процесс не прекра­щался, заинтересованы миллионы, причем не рублей, а людей.

— Про процесс я уже от Сергея слышал.

— Ну, так он же прав.

— Как он, кстати, из философов в дорожники попал?

— Просто повезло человеку.

Как спрятать миллиард

— Раньше все областные программы, в том числе и связанные с ремонтом и строительством дорог, у нас в области имели статус закона. Соответственно, все они проходили через думу, и хотя бы депутаты могли проконтролировать, на что идут бюджетные средства. Сейчас все программы идут как обычные постановления регионального правительства. То есть мимо нас и мимо какого-либо контроля.

Депутат Свердловской областной думы Андрей Альшевских традиционно объясняет отвратительное качество уральских дорог отсутствием смотрящих за строителями. Причем самое печальное в этой ситуации то, что свердловские депутаты от этого самого контроля отказались сами, большинством голосов.

— В нашей думе рулит "Единая Россия". А раз партия отказывается от контроля, значит, это ей зачем-то нужно.

— То есть изучением того, на что конкретно чиновник тратит дорожные деньги, никто теперь не занимается?

— Теоретически это может проверить контрольно-ревизионное управление или прокуратура. Но на деле прокуратуре почти всегда некогда, а для КРУ нужно специальное обращение думы. А у нас большинство все у той же партии, которая уже отказалась от контролирующих функций. Круг замкнулся. Вот поэтому в дорожной сфере у нас и творятся настоящие чудеса.

Альшевских достает из глубин стола увесистую папку с надписью "Постановление об утверждении областной целевой программы “Развитие транспортного комплекса Свердловской области на 2011–2016 годы”". В рамках этой программы в ближайшем будущем у уральских дорожников есть шикарная перспектива освоить 62 млрд рублей.

— Смотрим документ, — продолжает депутат. — Пункт "Строительство и модернизация автодорог местного значения": всего 5 (!) километров за 6 лет. И тут же "Обоснование инвестиций проекта высокоскоростного движения Екатеринбург — Москва": 400 млн рублей за тот же период. Заметьте, не разработка проекта, не тем более какое-то строительство, а только обоснование инвестиций. И таких чудес тут много. Например, 17 млн на создание какого-то научно-образовательного центра инновационной направленности "Автомобильный транспорт". Ну и шедевральные 7 млрд в графе "Прочие расходы". Мы потратим кучу денег, но не скажем на что.

Пока депутат рассказывает о бюджетных чудесах, во втором по величине городе Свердловской области Нижнем Тагиле митингуют местные жители. Требуют отремонтировать раздолбанные вконец дороги. Поводом стал очередной асфальтовый скандал. Прошлой осенью в городе с помпой открыли отреставрированный участок южного подъезда. Работы обошлись в 250 млн рублей. Весной часть нового асфальта сошла вместе со снегом. Ремонтировала участок стремительно ворвавшаяся на дорожный рынок после прихода нового губернатора Александра Мишарина фирма "Форатек ЭнергоТрансСтрой". В области она известна еще и тем, что ее филиалом в Екатеринбурге руководит отец регионального министра финансов Константина Колтонюка.

В общем, тагильчане усилия строителей не оценили. Сначала местные автомобилисты своими силами пытались засыпать образовавшиеся колдобины щебнем. Потом стали помечать наиболее глубокие борозды самодельными плакатами, гласящими: "Осторожно! Чиновникам плевать на твою ходовую!" Кажется, скоро здесь тоже появятся свои дорожные комиссары.

— Но когда заказ дают не своим фирмам, а чужим, тоже часто ерунда получается, — продолжает Альшевских. — Вот, например, некая фирма из Тюмени выиграла конкурс на реконструкцию автомобильного моста в городе Асбесте. Должны были сделать за пару месяцев. Возились в три раза дольше. Когда я направил на эту тему запрос в прокуратуру, пришел гениальный ответ: "Подрядная организация ООО “Аэростройтехнология”, победившая в открытом аукционе, не имеет достаточного опыта работы, требуемого технического оснащения и квалифицированных кадров". Не больше и не меньше! Так зачем же ей давали подряд? И как теперь по этому мосту ездить?


Капля меда

— Очень часто приходится слышать в свой адрес: "А, дорожник! Все деньги разворовали, а дороги как разваливались, так и разваливаются". Обидно. Приходится приводить примеры: трассу в Каменске, дорогу на аэропорт и другие наши объекты. Хорошие же трассы? Люди ездят, не жалуются.

С первым заместителем генерального директора ОАО "Трест Уралтрансспецстрой" Михаилом Малиновских инспектируем самый масштабный объект, который строит его компания — участок объездной дороги вокруг Екатеринбурга. Еще полгода назад здесь были леса и поля. В сентябре откроется полноценное движение. Строительство с нуля 17-километрового участка обошлось в 2,5 млрд рублей, но получилась действительно прекрасная дорога европейского качества. В стоимость входит все, включая две километровые эстакады и два новых водовода.

— Я гарантирую, что эта дорога минимум 8 лет без всякого ремонта простоит. Если при строительстве не нарушать технологию, все будет качественно и за адекватные деньги.

— И вы не нарушаете?

— Стараемся. У нас репутация.

— Не верю.

— Хорошо. Можете считать, что секрет фирмы в том, что мы занимаемся не только строительством, но и обслуживанием построенной трассы. Поэтому нам выгоднее сразу сделать хорошо, чтобы потом меньше денег тратить на ремонт. Вот и контролируем сами себя.

— А почему эту схему не применяют к другим дорожным фирмам?

— У нас федеральный заказ. Там немного другой подход к делу, — уклончиво объясняет Малиновских.

В этот момент я начинаю понимать, что философская жуть, которую нагнали на меня Сергей и Степаныч, не более чем удобная форма морального самооправдания. Вырваться из порочного круга ПРОЦЕССА и достичь результата при желании не так уж и трудно. Все разговоры о недостаточности государственного контроля в дорожном строительстве — ерунда. Контроль — это не человек с палкой, а грамотно организованная бизнес-схема. Всего лишь по-другому составленный договор со строительной компанией — и контролирующие усилия можно свести к минимуму. Какой смысл строить плохую дорогу, если потом она будет тебя же и разорять?

В этой логике можно решить любую, даже самую заклятую проблему. Почему же такие простые и эффективные решения принимаются лишь в порядке исключения? Вот тут уже философский ответ актуален на все сто. Пока в стране слишком много тех, кто привык зарабатывать не на результате, а на процессе. Бессмысленном и бесконечном.

Но, что бы там ни говорили Сергей со Степанычем, такая перспектива уже не устраивает даже их — дорожников старого типа. Все-таки человеку свойственно стремиться к результату. Именно поэтому они героически согласились на наш опасный для их бизнеса эксперимент. 

При участии Виктора Дятликовича.
 

spam0002.06.11 11:09
если набегут с рассказами, что-де не так - нет так.
собственными глазами видел, как асфальт ногами утаптывали.
кто не верит, то ищите "александров ногами асфальт"
а в статье не все примеры воровства описаны.
brainburner02.06.11 13:05
В первой части статьи написано, что можно освоить выделения трёх различных уровней бюджетов (федерального, регионального, муниципального), строя дорогу всего один раз. В конце статьи написано, что если федеральный заказ - то уже другой подход к делу.

В статье сначала описывается, что коррупцию выгодно поддерживать местным органам самоуправления, и дорожники просто не могут получить заказ, не откатив чиновникам. В конце статьи появляется "Трест Уралтрансспецстрой" с репутацией и нулевой информацией о том, как они выиграли тендер на постройку объездной дороги.

То, что все пилят и воруют - понятно было и без статьи. Но однозначного решения проблемы (кроме как массовые расстрелы на месте) написанная статья не дала.

nonliquid02.06.11 14:17

brainburner

Гарантийное обслуживание. Там написано в самом конце. Сделаешь плохо - останешься без штанов. Захотел извернуться - сядешь (прокуратура не может проверять качество, но наличие нарушений увидит быстро). Причём сам виноват в таком случае.

spam0002.06.11 15:21
> nonliquid


абсолютно не выход - наделают компаний одногодок/односезонок.
про то, что нужно разбираться с опытом хоть восточной, хоть западной европы, хоть сша(японию и китай не предлагать - совершенно другой стиль ведения бизнеса и возможности) и вычленять причину по которой ворюют меньше.
и планомерно заниматься сферой. да, улучшения видимые будут лет через 5 едва заметны, лет через 10 видны.
а не кампанейщиной, как любят у нас.
alexs11302.06.11 16:05
Нормальный участок-это отрезок между Серовским и Московскими трактами. Действительно,неплохо сделано. Правда, могли бы и трехрядку сделать.

Пригород Екатеринбурга-это скорей всего В-Пышма (часто там бываю, в начале мая там как раз кусочничали, центральный въезд в город со стороны Екатеринбурга (ул.Советская)больше похож на полосу препятствий, чем на РАЗ В ГОД РЕМОНТИРУЕМУЮ дорогу)). Раньше этим занимался одни упырь по фамилии Карапе..ян, в свое время он с ноги открывал двери в любом кабинет мерии, за полгода с небольшим себе домик отстроил, да так, что его многие подрядчики только матерно и вспоминают.)) Теперь , кажется, усох. А дороги, которые он "ремонтировал", даже до зимы не доживали. А власти... Улыбались и жаловались на "нехватку средств". Но и сейчас ничего не поменялось. Пока власти в доле, ничего не изменится. Нет абсолютно никакого контроля. "Партия власти" ? Из уважения к сайту, пропущу, все что думаю об местных представителях данного сборища упырей. По некоторым данным, НА РЕКЛАМУ "Слушать людей,думать о людях", посвященной предвыборному отчету смешарика вбухано более 8 млн рублей, на 1 млн больше, чем запланированно в бюджете на БОРЬБУ с лесными пожарами. Причем релкама эта, озвученная в цифрах по ТВ и радио ( фор экзампл, "построено 2 бассейна и 32 детские спортивные площадки ..." ,"построено и отремонтировано 180 км новых дорог"),ничего кроме дикой изжоги не вызывает. Таким не гордится надо, а стыдится. Но , как обычно, "громко выкрикиваемая ложь звучит как правда." Главное , чтоб интонация была соответствующая... "Золотые люди", отдохнуть им надо.)

magistr200302.06.11 16:09
Сейчас придет ГЗ и объяснит, что это происки пораженцев :-)))))
alexs11302.06.11 16:11
Но , вот не так давно ездил в Ижевск, по московскому тракту и далее ... Скажу честно, был ОЧЕНЬ рад, что вернулся в Е-бург, буквально как только границу области пересек,обрадовался, ощутил разницу. )))
Но вот если ехать из Ебурга в Челябинск, можно с закрытми глазами сказать, переехали ли мы границу области), с точностью до 10 метров ))
magistr200302.06.11 16:15
Трасса М3 в Калужской области напоминает полигон для тестов авто на проходимость :-.
alexs11302.06.11 16:16
ГЗ на вертолете летает??? ))
Достаточно просто на улицу выйти и все своими глазами узреть. Таджиков, под дождем асфальт укладывающих, например! )))
Естественно, "партия власти" лично асфальт в лужи не кладет, но "философ" в статье правильно сказал, раз откат в 2 раза выше, так и качество дороги на эту сумму ниже! )))
А откаты идут чиновникам, 99% которых на руководящих постах едросы со стажем, некоторые еще в КПСС начинали.)Естественно, нафига ЭТО контролировать да еще и, получается, самих себя? Вот "фракиция ЕдРосия" и сняла с себя эти полномочия! ))
Антар02.06.11 16:32
Не думаю что в других странах воруют меньше. Однако строительную компанию могут завалить исками по поводу повреждённых автомобилей или даже пострадавших людей. Мало не покажется.

У нас судится не принято. Да и эффективность этого сомнительна. ИМне известен только один случай, когда иск пострадавшего из-за дороги мотоциклиста был в некоторой степени удовлетворён.

Кстати да - М3 после Калуги и до брянской области полнейшая гребёнка. Больше не сунусь туда.

М2 тоже гребёнка почти до Тулы. Но кажется чуть лучше.

spv202.06.11 22:48
Антар- Симферополька более-менее нормальная дорога )) Ну волнами идёт, это да, зато без пробок )) Если вдруг поедете по ней ещё раз- ради любопытства загляните в Ясногорск )) Я не нашёл там ни одного целого куска дороги, длиннее 10 метров :) А вот у деревень за Ясногорском дороги гораздо лучше.

В Московской и Владимирской областях есть существенная разница между федеральными и муниципальными дорогами. Федеральные ОЧЕНЬ сильно качественнее. Муниципаньные тоже бывают весьма достойными, но не во всех городах. Сейчас ремонтируют участки первой и второй бетонок, Горьковское шоссе (весьма неплохое было покрытие, пока фуры в жару тем летом не наделали колеи). ИМХО, многое ещё зависит от бюджета муниципального образования- может ли оно позволить ремонт дороги.
gekkon02.06.11 23:02
Пока реальный выход для ездунов - внедорожные авто и мото. Таллинское шоссе от границы с Эстонией выглядит прекрасно, но только первые несколько километров. Дальше многослойная раздолбень, перед иностранцами неудобно :) А чего стоит объездная дорога вокруг Кингисеппа.
Тем не менее, прогресс по сравнению с 2005 годом налицо (начало моего стажа). Нужна здоровая конкуренция, в том числе с иностранными дорожниками. Финны предпочтительны, у них тоже сложная климатика и влажность
spv203.06.11 00:10
Внедорожные авто много кушают, да и стоят больше, и дороже в эксплуатации. И всё равно плохая дорога их портит...
А на мотоцикле далеко не уедешь и много не увезёшь... Да и страшновато по шоссе на мотоцикле... Дураки на дорогах нынче не редкость...
gekkon03.06.11 00:24
spv2 - от дураков на дорогах и в машине не защититесь. Знаете, сколько фур дальнобойных по обочинам валяется? Массогабариты не всегда благо. Внедорожники стоят своих денег, плохая дорога их портит куда медленнее, чем пузотёров
Brovey03.06.11 00:53
ребят, я тут как кто с товарищем ехал в сттрону области, ночью, так вот видели ударные темпы ремонта и строительства дорог в МОСкве и подмосковье, вы не поверите, использовалась дорожная техника =))
но безусловно, проблема есть и её както нужно решать, может просто за неё ещё не брались серьёзно...
brainburner03.06.11 00:54
Вассерман в своё время озвучил мысль о том, что для России дешевле покупать внедорожники, чем содержать в порядке всё имеющееся в стране дорожное полотно.

Мне кажется, федеральные трассы должны быть приличного качества, а местные дороги должны делаться местными жителями за счёт транспортного налога. Т.е. транспортный налог адресно уплачивать на счет той дорожностроительной компании, у которой заказывается дорога.

Основная задача: исключить алчущих местных чиновников из регуляции финансовых потоков автолюбителей и иных налогоплательщиков, максимально обеспечив прозрачность денежных транзакций. Можно привлечь и синих ведёрок, и прокуратуру, и Навального - пусть смотрят и контролируют.

densel03.06.11 02:22
Нет, ну я не знаю как там в Свердловской области, но у нас в Ижевске я лично ни разу не наблюдал утаптывания асфальта ногами. Сам лично, когда учился в техникуме на дорожника, проходил практику на одном из предприятий, осуществляющих ремонт, строительство и обслуживание городских дорог.

Так, во-первых, женщин я там среди рабочих вообще не видел (лопата асфальта весит столько, что ни один мастер не согласился бы работать с бабами); во-вторых, весь ямочный ремонт осуществлялся всегда с помощью отбойника (чтоб придать яме прямоугольные формы), края всегда обрабытывались битумом, а асфальт закатывался как миннимум виброплитой (хотя конечно даже виброплита по идее предназначена только для тротуаров, автодороги должны обязательно уплотняться катком; правда ямочный ремонт - это отдельная история, там каток просто нет смысла применять). И еще про ноги - в арсенале любой бригады дорожников обязательно есть так называемая "тромбовка", которая используется для уплотнения асфальта во время установки бордюров, поэтому даже если нет виброплиты, любой уважающий себя дорожник уж ногами точно не станет утаптывать асфальт, хотя бы потому, что без обработки салярой или маслом асфальт просто напросто прилипнет к сапогам, а это уже дополнительный геморой, который гораздо проще избежать с помощью той самой "тромбовки" (обычная металлическая пластина, к которой приварена ручка сверху, и она обязательно обрабытвается солярой или маслом). Поэтому, если кто-то там видел дорожников, утаптывающих асфальт ногами - то просто значит увидел реальных дебилов (ну или может первый раз люди с асфальтом столкнулись - не знают, что потом сапоги чистить замаются).

Далее, у нас по-крайней мере, ни о какой круговой поруке говорить не приходится. Хочешь работать дорожным рабочим - приходи в конце апреля - начале мая, и тебя возьмут вообще без всяких вопросов. При моей практике там таких только мне человек семь попалось, которые просто пришли. Извините, но там работа вообще не сахар, при том, что зарплата отнюдь не сногшибательная. Откуда вообще в статье взято, что именно рабочие тоже много получают.

Нет, спорить не буду, леваки делают и у нас тоже. Где-то щебень побольше закажу, где-то асфальт. И потом поехали вечерами у одного магазина, у другого частного дома асфальт стелить. Это все конечно нехорошо. Но при этом происходит только переплата, но никак не снижение качества ремонта (просто сам по себе ямочный ремонт, даже сделаный как надо - это не ремонт, а так себе - весной все равно дыры будут). Не подумайте, что я защищаю щас всех дорожников, но просто убила меня инфа, что засыпают каким-то плохим асфальтом непонятно как, непонятно какие ямы, какие-то три рабочих с водителем, у которых даже нет мастера. Ну это бред просто. Ну или Свердловская область у нас уже просто докатилась.

Ну и по поводу, как надо. По идее, ремонт дорог, как многим известно наверняка, подразумевает не ямочный ремнот (который вообще непоятно кому пришел в голову и как его вообще утвердили), а снятие полностью как минимум асфальтового покрытия и нанесение нового. И асфальт асфальту тоже рознь. У нас в Ижевске на одном из участков дорог был уложен еще в 2002 году так называемый вибролитой асфальт. Я понятия не имею, чем он отличается от обычного (хоть и учился на дорожника - может просто не запомнил;-) ). Знаю только что он подороже. Место там такое, что машин проходит ну очень много за день для нашего города. Так там до сих пор нет ни одной сколь нибудь серьезной выбоины. Да, трещины конечно есть поперчные. Ну так и покрытию уже 9 лет. А за год до этого, то есть в 2001, у нас меняли полностью весь асфальт еще на нескольких центральных улицах. Так вот там уже не счесть этих самых ямочных ремонтов, где то уже укладывался асфальт по новой, сейчас идет полное снятие покрытия на большом количестве этих дорог и укладка опять нового асфальта, тогда как вибролитой все лежит и лежит.

Один журналист из нашей местной газеты задавался вопросом, почему ж не используют вибролитой асфальт, на что ему в администрации ответили, что он ведь дороже, поэтому и не используют. Ну вот дороже то он процентов на 30 максимум, зато уже 9 лет лежит и не собираются с ним ничего делать, а вот тот обычный, уложенный на год раньше уже переделывали и переделывали, и денег потратили в разы больше, чем могли бы.

Видимо все-таки боятся люди без работы остаться, вот и получается у нас все именно так.

И тут мы переходим к проблеме не по теме статьи, но зато вытекающую из нее. Проблема такая - хочешь жить - работай. И не важно, нужен твой труд кому-то или нет. Если нет, то сделай, чтоб был нужен. А ведь еще Сталин собирался вводить 6-тичасовой рабочий день(жаль преждевременная кончина). И к чему механизация и автоматизация - непонятно. Ну вот в европах дороги отличные, зато безработица до 25% доходит, аж митинги ведь по этому поводу устраивают.

Эх, права же была "железная леди" - по ходу только 15 млн. людей на территории России жить и работать целесообразно. А может просто уже пора свой уклад жизни менять так, что труд наблаго общества должен занимать уже не 8 часов в день, как мы привыкли, а только час или два. Ну да ладно, то уже оффтопик. Модераторы, простите.

Немец 0603.06.11 07:29
В Германии проблему качества дорог решают элементарно просто: Над душой стоит страховая компания. За все работы фирма изготовитель обязана предявить гарантию на обговореное время прикрытую страховой компанией на случай если фирма пойдёт банкрот или что-то в этом роде.
nonliquid03.06.11 09:36

spam00

Гарантии и страховки (как пишет Немец 06). Иначе - никак. Проблема компании-однодневки решается путём установки правила, что у компании должна быть активная работа не менее нескольких лет или уставной капитал огромный. Однодневка сильно отличается от обычной компании, и пролезть в тендер может только при сговоре. В данном случае не надо придумывать новых методов - всё уже изобретено в 90-е годы в качестве мер защиты от кидал. Просто вводится всё как обязательные правила, и устанавливается контроль сторонней организацией, если чиновникам доверия нет.

Трындец03.06.11 09:43
Немец 06
Дык нельзя у нас так! Хомячьё сразу же начнёт визжать по поводу того, что дороги на откуп коммерсам отдают.
Не знаю как у кого, а у нас в Сибири за последние 5 лет дорог отремонтировано/расширено цельная куча. Даже во дворах асфальт укладывают серьёзной техникой (в Новосибе видел не раз, причём не у "элитного жилья", а у обычных хрущёвок). Утаптывают ногами асфальт наверно там, где "элехторат" вместо того чтобы лишний раз пнуть выбранного им чиновника плачет в интернете про то, как всё плохо.
Хотелось бы, конечно, ещё больше дорожного строительства, а то больно уж много автомобилистов развелось. И все такие раздражительные! Пробки ругают, дороги ругают, а пройти до работы лишний километр пешочком - да ты что! а вдруг ноги отвалятся?! 8 из 10 моих коллег живет в пределах получасовой прогулки неспешным шагом до работы. Все 8 ездят на работу на автомобиле.
Brovey03.06.11 10:27
> Трындец
Немец 06
Дык нельзя у нас так! Хомячьё сразу же начнёт визжать по поводу того, что дороги на откуп коммерсам отдают.
Не знаю как у кого, а у нас в Сибири за последние 5 лет дорог отремонтировано/расширено цельная куча. Даже во дворах асфальт укладывают серьёзной техникой (в Новосибе видел не раз, причём не у "элитного жилья", а у обычных хрущёвок). Утаптывают ногами асфальт наверно там, где "элехторат" вместо того чтобы лишний раз пнуть выбранного им чиновника плачет в интернете про то, как всё плохо.
Хотелось бы, конечно, ещё больше дорожного строительства, а то больно уж много автомобилистов развелось. И все такие раздражительные! Пробки ругают, дороги ругают, а пройти до работы лишний километр пешочком - да ты что! а вдруг ноги отвалятся?! 8 из 10 моих коллег живет в пределах получасовой прогулки неспешным шагом до работы. Все 8 ездят на работу на автомобиле.
спасибо за инфу, значит не всё так плохо как молюют...
nonliquid03.06.11 10:50
Да, и ещё. Почти год назад был я в Германии проездом по местным автобанам. Что бросается в глаза - куча участков, где идут дорожные работы. Мне сказали, когда я удивился этому факту, что качество автобанов во многом обеспечивается постоянным ремонтом.
Трындец03.06.11 11:14
Про тот же Новосиб.

- Сделали северную объездную дорогу с мостом через Обь и двухуровневыми развязками.

- Реконструируют (а фактически делают новую дорогу) на въезде с Юрги в обход множества населённых пунктов расположенных по старой трассе (из-за чего там низкая разрешённая скорость и вечные пробки).

- Реконструируют (а, опять же, делают заново) Советское шоссе от ОбьГЭС до города. Трасса многополосная, после ввода в строй разгрузит Бердское шоссе.

- Бердское шоссе (соединяет Новосиб и город-саттелит Бердск, трасса на Барнаул) реконструировано. Бердское шоссе находится в пределах городской черты и раньше там была куча светофоров и городское ограничение. Теперь светофоры поубирали, сделали переходные пешеходные мосты и разрешённую скорость подняли до 80 км/ч.

- Так же 80 км/ч можно прокатится по трассе проходящей практически через центр правобережья Новосиба.

- Полным ходом идёт строительство "третьего" моста через Обь (третьего в кавычках, т.к. фактически он будет четвёртым, если учесть мост на объездной). Вот-вот начнётся надвижка покрытия моста на опоры.

- Продолжаются работы по возведению многоуровневой развязки на пересечении улиц Большевистской - Красного проспекта - Ипподромской магистрали (там где 80 км/ч можно) и Фабричной. Развязка будет включать в себя и новый выез на старый коммунальный мост. Правда тут работы ведутся не шибко интенсивно, все ресурсы брошены на "третий" мост.

В окрестностях Барнаула трасса тоже была реконструирована (на некоторых участках работы продолжаются). В прошлом году был отремонтирован самый раздолбанный участок трассы Новосибирск-Новокузнецк (правда там ещё один появился - гоняют грузовики с большим перегрузом, пришлось выставлять весовые посты).

О высоком качестве дорог в Кемеровской области прямо таки легенды рассказывают.

Кстати, у соседнего дома (тоже хрущёвка) в прошлом году меняли асфальт. Что интересно, потом приезжала машина, делали контроль толщины покрытия в нескольких (sic!) местах. Казалось бы, зачем?

В прошлом году подобный кипишь можно было объяснить выборами (как многие и делали, кстати). А в этом-то чего? Ах, да, в следующем году опять выборы... Да и пофиг! Пусть хоть каждый год какие-нибудь выборы проводят и дороги под это дело ремонтируют.

Так что нефиг жалобиться. Нашли нарушение? Задокументируйте (хотя бы фотку с датой сделайте) и прямиком в компетентные органы. Там тоже люди работают, им план тоже надо выполнять :) А то завели привычку, выкладывать в интернет и визжать. Ищи потом прокурор со следователем, кто сделал фотку, когда, где?

kotik03.06.11 11:50

Долгий путь - это гарантия и страхование, ввод условий на участие в конкурсах, что бы исключить однодневок и посредников. То есть не только стаж работы и уставной капитал, но и наличие техники и др. хотя бы процентов на 70.

Бастрый путь - это правка УК - вредительство государству от 25 до пожизненного (расстрела жаль нет). После того как одну ремонтную бригаду поймают на месте и посадят, все рядовые рабочие встанут в позу и работать не по ГОСТу откажутся. Выход будет один или работать по ГОСТУ или в тюрьму.

Такой статьёй в УК можно решить много проблемм, от продажи алкоголя детям, до качества продукции АВТОВАЗА. :)

Мамонт03.06.11 18:00
Котик, я бы оба метода сочетал. Второй немного снизит остроту момента, хотя проблему не решит. Потому что даже трижды распропутин (МОЧИТЬ В СОРТИРЕ!!!) не рискнет решать проблему так, как Гитлер - проблему "зайцев". Кто не в курсе - зашли пару раз штурмовики в трамвай, проверили билеты, "зайцев" вывели, поставили к стенке и на шлазах у всех пустили в расход. Но немцев это мигом вразумило, а у нас не прокатит. Откажутся русские химичить - наберут нерусских, тем деваться некуда. Поэтому в перспективе тренд переломит первый метод. Терпение только надо иметь. Коррумпирована - как правильно отмечено - отрасль в целом, как ГАИ. Снизу доверху. Отдельные светлые пятна, увы, погоду не делают. Так что вопрос смены кадров актуален, а это скорее десятилетия, чем годы. Простого рабочего-дорожника заменить нетрудно, а где столько спецов сразу взять?
kouroush03.06.11 18:51
Мамонт

да простят мне модераторы оффтопик: про Гитлера и "зайцев" ссылка
Мамонт03.06.11 21:19
Куруш, мы с Вами там свечку не держали, так что может это и апокриф, сиречь миф. Но... ссылка - почитайте там что пишет von Goltz. Я от немцев тоже похожие вещи слышал. Наверно все-таки дыма без огня не бывает. В той или иной форме это все-таки скорее имело место быть, чем не имело.
Проблема ведь вот в чем: доказать, что БЫЛО - можно, приведя соответствующий надежно задокументированный факт (кто знает - поделитесь пж). А вот как доказать, что этого НЕ БЫЛО??? Нереально; чисто методологически такая Ваша позиция недоказуема. Предлагаю Вам перемирие по формуле "миф - но вполне могло и быть". Меня такая формулировка устраивает вполне.
juytgjrkjyybr04.06.11 23:22
Самое интересное, что ГЗ не рискнул засветиться в обсуждении. И это наглядно свидетельствует о достоверности изложенных фактов.
Здешний06.06.11 03:40
Что-что, а чтобы асфальт ногами утрамбовывали в Приморье такого не видал, хоть плохонький, хоть ручной, но каток есть обязательно.
Воруют конечно, а в целом дороги хорошие, местами отличные и были бы лучше если бы саммитовские большегрузы их не поразбивали.
iambo06.06.11 16:11
Живу в Краснодарском крае, кто у нас был тот знает, что дороги очень хорошие...

Но воруют, друг отработал 2 года в одном из ДРСУ, за рабочий день машина асфальта и пара машин щебня на лево уходила, НО он расказывал, что мастера не занижали закладку, а завышали потребности...

Ногами никто точно никогда не укатывал. Ремонтируют дороги каждый год, а с учетом олимпиады, все более менее важные дороги расширяют на одну а где то и на две полосы.

в общем ляпота.. :)
Главный Злодей06.06.11 17:14

Самое интересное, что ГЗ не рискнул засветиться в обсуждении. И это наглядно свидетельствует о достоверности изложенных фактов.

Потому что у меня ещё и работа есть, в отличие от профессиональных кукареку-пораженцев, у которых работа - кукарекать за 85 тыщ рублей в пересчёте с госдеповского курса.

Но мне, собственно, тут делать нечего. Тут и без меня адекватные товарищи задавили статейку и немногочисленных подвякивателей массой противоположных фактов. Поэтому ваше кукареку смотрится крайне жалко и запоздало.

А от себя добавлю ещё и так: если подобные обсуждаемой статейке высеры не дублируются заявлением от статьеписальца в компетентные органы, статьеписальца безо всяких разговоров нужно брать за жопу и вкатывать срок и астрономический штраф за клевету. Потому как если верещит о беззаконии, а в установленном законом порядке почему-то не сообщает - значит, морда у него краплёная, и либо он бздит, либо это "почему-то" явно тянет на хорошую уголовную статью. Либо и то, и другое одновременно.

English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Квантовые вычисления - красная ртуть XXI века
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.

 Новостивсе статьи rss

» Asia Times: натовскими «советниками» затыкают дыры на украинском фронте
» Война близко: Китай избавляется от гособлигаций США, тайно скупая золото
» В Белоруссии утверждена новая концепция национальной безопасности
» Хуснуллин: к 2030 году в России будет 40 млн "квадратов" аварийного жилья
» На Украине американцы испытывают психотропные препараты, пишут СМИ
» ЦБ сохранил ключевую ставку на уровне 16 процентов годовых
» В КНДР пошли испытания новых РСЗО
» От мятежа до Сторми: дела Трампа впадают в анабиоз

 Репортаживсе статьи rss

» Историк Сенявская - о том, как союзники начали информационную войну против СССР
» Центр Хруничева выходит на серийный выпуск ракет «Ангара» — интервью с гендиректором
» Стройка в мерзлоте и горном рельефе: уникальные инженерные решения БАМа
» Дмитрий Ливанов: «Около 94–95% наших выпускников остаются и работают в России»
» Все при деле
» Полная стенограмма интервью главы МИД России Сергея Лаврова российским радиостанциям 19 апреля 2024 года
» Андрей Николаев: Люди, прошедшие суровые испытания, стали наиболее востребованными, когда наступило мирное время
» Дроны набирают высоту

 Комментариивсе статьи rss

» Валерий Капленков: Восток — дело русское! План Сталина реализует Путин?
» Бездарность власти стала проклятием Британии
» Эрдоган ошибся в прогнозе действий России
» Breitbart: Предательство Джонсона ставит США на путь столкновения с ядерной державой
» Белая оборона: попытки Канады милитаризовать Арктику терпят крах
» Нет пороха в европейских пороховницах? Вы знаете, кто виноват
» Индия сыта мифами Запада про Россию и Украину, пора знать правду — The Print
» Величайший враг Америки — не Китай и не Россия, а долг в 35 триллионов долларов

 Аналитикавсе статьи rss

» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
» Почему российские нефтяники бурят больше, но добывают сколько и раньше
» Борьба за воду в Центральной Азии не должна приобретать нецивилизованные формы
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"